Приветствие

Яна Мучали - История нижегородских татар
 
История нижегородских татар
 
Меню сайта
Наш опрос
Когда этим летом вы поедете в Мочалеи?
Всего ответов: 169
Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде, представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.

В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.

Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г.Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.

Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.

В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).

Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали

Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира.

Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.

На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области).

Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным.
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2006
Конструктор сайтов - uCoz